четверг, 31 марта 2011 г.

Issue 41. Copenhagen-Malmoe

Эх, не дело это писать ощущения от поездок тогда, когда после возвращения прошло уже около недели, а именно столько прошло с того момента как я приехал из своего второго евротрипа. Мне следовало описать скандинавскую часть моего путешествия намного раньше, но из-за того, что сразу по возращению меня послали в командировку, пишу что-то только сейчас. А сейчас я сижу в самолете, следующий рейсом 182 из Новосибирска в Москву, и у меня есть целых 4 часа и 20 минут, чтобы описать все, что я увидел в Копенгагене, Мальмё и даже в самой Сибири.

Сначала Копенгаген.

Не скажу, что столица Дании, как и Париж, была городом, в который я мечтал попасть долгое время, но все Скандинавские страны мне были интересны и в принципе за те два дня, что я провел там, мои предположения оправдались, я увидел примерно то, что ожидал. Копенгаген был выбран нами не знаю почему, выбор стоял между ним и Брюсселем (в котором мне особо ничего и не надо было смотреть), но близость Швеции, страны, в которую мне как раз хотелось попасть, сыграла свою роль и в итоге мы оказались в Копенгагене после Берлина.

Дания стала радовать практически с того момента, как ее берега показались в иллюминаторе. Самолет очень правильно с точки зрения туристов заходил на посадку: мы летели над морем, видели плантации ветряных электростанций, мост через Эресунд (про него чуть ниже), береговую линию и сам Копенгаген. Самолет впервые в моей жизни так круто заходил на посадку. Под словом «круто» я здесь имею ввиду именно прямое значение этого слова, а не переносное — траектория была крутой, самолет сделал разворот почти на 180 градусов очень низко от земли. Какие-то особенности пилотирования над морем скорее всего. Хотя над Барселоной мной такого замечено не было.

После самолета был аэропорт. Он конечно уступает запутанности и нелогичности аэропорта Шарль де Голль в Париже, но мы все же слегка устали пока шли от самолета до места выдачи багажа. Наш путь пролегал через зону беспошлинной беспошлинной торговли (ни разу не видел еще duty free зону в зоне, где идут прилетевшие папссажиры), какие-то узкие коридорчики, большое количество указателей и даже некий лифт.

После получения багажа пора было уже ехать в город. Меня уже давно перестала впечатлять система общественного транспорта в западно-европейских городах. Мне ясно, что в некоторых аспектах она намного превосходит нашу, советско-российскую. Написал «советско-российскую», потому что со времен распада СССР чего-то принципиально нового не было придумано, одно пилилово, мне кажется и не совсем логичные решения. Зато метро у нас в Москве красивое, да. Так вот, о чем это я? Ах да... Поезда в Дании очень тихие, очень удобные, в вагонах есть вай-фай и туалет, можно подзарядить ноутбук или телефон, а на станциях есть удобные автоматы для покупки билетов (посмотрим, какие поставят в этом году в Москве).

Излучающий кабель, правда был проложен не по-европейски убого — прямо снаружи внутренней обшивки вагона на штрапсах и площадках на двустороннем (как показалось) скотче. Излучающий кабель это кабель, который используется в тоннелях, коридорах и вагонах для организации связи. Это было чуть ли не единственное наблюдение во время поездки, связанное с моей профессиональной деятельностью.

А вот сам город с первого взгляда мне понравился не очень. Сразу после заселения (гостиница вполне себе так, называется Saga Hotel и расположена прям совем близко к вокзалу) мы пошли гулять и успели пройти ровно столько, чтобы я понял, что в Дании а) очень дорого, дороже Германии раза в 1,5; б) восточная культура испортила и этот европейский город красками своих вывесок. Это прям как в Москве. У нас же вывески через одну в виде синих букв на желтмо фоне наклонным ариалом, так вот и здесь то же самое. Но не во всем, конечно городе, как оказалось потом. Я ведь специально ехал в Скандинавию, чтобы посмотреть на местный дизайн и вообще устройство городского ландшафта. Эти вещи, я считаю, самые лучшие в Европе в странах именно Скандинавии. Здесь минимализм сочетается с функциональностью и спокойствием местных фьордо-каменистых земель, карликовыми березами, свинцовым морем и вообще спокойствием северных народов. Ведь это правда так. И еще мне показалось, что в Копенгагене довольно грязно, по сравнению даже с Берлином. Может быть это было из-за того, что город еще не успели отмыть после зимы, здесь ведь тоже есть снег и слякоть.

В общем, в первые часы по Копенгагену гуляли мы недолго. Нашей целью была поездка в Швецию, в прибрежный город Мальмё (Malmoe, англ., Malmo швед.). Копенгаген и Мальмё разделяет тот самый Эресунд, пролив, через который не так давно (сейчас не могу вспомнить и нагуглить) был построен мост. Этот мост со стороны Дании начинается из-под земли, тоннель выходит на поверхность через портал, который находится на искусственном острове причудливой формы, которая подтверждает, что остров дело рук человека. Остров сам по себе называется Пеберхольм, что переводится как «остров Перец», рядом с ним расположен Сальтхольм, то есть «остров Соль». Мне кажется это очень крутым. Отгадайте, в какой стране никогда бы не пошли на такую шутку? Подсказка: в городах этой страны обязательно присутствуют «проспект Ленина» или «площадь Карла Маркса».

Поездка в Швецию была основным пунктом программы, которую мы запланировали выполнить. Оно того стоило. Во-первых, сам мост вдохновляет, он длинный и необычный, во-вторых, сам факт, что за сорок минут времени и 442 рублей денег (билет стоит 82 кроны, насколько я сейчас помню) можно приехать в другую страну, поражает. Это очень необычно, для нас, россиян, ведь мы летаем по 4 часа из Центральной Сибири в Москву и едем 9 суток из Москвы до Владивостока. Короче, сама поездка из Дании в Швецию через мост стала событием.

А Мальмё с самых первых минут минут начал производить приятнейшее впечатление. Сначала, как выяснилось, мы попали в более современную часть города, ближе к порту, там в данный момент ведется строительство различных зданий, вроде бизнес-центров и школ. И здания эти ну прям очень красивы. Стекло, металл и органичное вписывание в окружающую деуствительность, будь этап действительность морем, кварталом зданий семнадцатого века или пустырем, образовавшимся после сноса портового склада. До этого такое велоколепие я видел только в Цюрихе. Очень красиво. Но и более старая часть города произвела хорошее впечатление. Все чисто и убрано, опрятно и, к сожалению, типично.

Есть смысл описать один случай, который произошел с нами в одном из скверов Мальмё. Мы сидели на скамейке и отдыхали от игры, которую я придумал для того, чтобы избежать возможных споров о направлении движения (мы просто выбирали его по очереди на значительных перекрестках). Мимо нас прошла темнокожая девушка с африканскими косичками и коляской, она села на соседней скамейке. Мы как-то поначалу совсем не обратили внимание на нее внимание, но когда она крикнула куда-то вглубь сквера «Василиса!», а оттуда донеслось «иду!», мы с Диной многозначительно переглянулись, но в соответствии с моей новой доктриной о хорошем отношении к соотечественникам я не стал кривить лицо, типа «опять они здесь, русские», а всего лишь многозначительно переглянулся. Девушка оказалась тетей этой самой Василисы, девочки лет 8, приехала погостить из Франции. Такие дела. И ничего плохого в этом нет. Все очень хорошо.

Еще одно маленькое замечение обо всей Швеции. Это страна победившего хипстерства. По-моему все главные тенденции одежды и стиля жизни хипстеров идут именно отсюда. Я увидел много магазинов, типа нашего Fott Shop или закрывшегося Zing, где так много добротной хипстерской одежды, за не очень большие деньги.

В общем, Мальмё был таков. Нам пора было возвращаться в Данию. Хоть и с задержками в движении, но мы все-таки приехали обратно и снова пошли гулять. Шли по улице Строгет, которая по непроверенным слухам является самой длинной торгово-пешеходной улицей в Европе. По этой самой улице мы гуляли еще много много раз. И рассказать о ней собственно нечего: извивающаяся пешеходная улица с разными сетевыми и не очень магазинами и ресторанами-барами-кафе-забегаловками.

На следующий день мы тоже гуляли. Дина составила маршрут, по которому мы и пошли. Видели море, каналы, яхты, развод почетного караула и православную церковь, где объяаление было написано на русском, но не совсем языке. Это был не старославянский, а просто какой-то эммигрантский вариант великого. Еще я спал на скамейке в Королевском парке и смотрел на школьников, играющих в футбол на его газоне (вместо штанг — два кеда), мерил штаны с мотней и ел арахис в сахаре, который готовят прямо на улице. От этого арахиса мне стало не по себе через некоторое время. Прям традиция какая-то.

На вечер второго дня унас был запланирован поход в город-государство Христиания, из-за удачного расположения отеля мы решили идти туда пешком и это было правильным решением. Так как вышли мы в районе пяти вечера, то увидели в действии то, что меня поразило в самые первые часы пребывания в Дании (да и в Швеции тоже). Велосипеды. Дания и Швеция страна победивших велосипедистов. Велосипедов и людей на них здесь просто море! Все свободные площади заняты стоянками под велики, эти места я назвал про себя велоплантациями, в Мальмё мы видели даже понтонную площадку на канале, где было припарковано огромное количество велосипедов.

Итак, в пять часов вечера все выехали со своих работ и понеслись на своих двухколесных конях по своим датским домам. Ехали люди в спортивных трико, в джинсах, в юбках, в деловых костюмах; ехали молодые и пожилые; дети ехали в специальных прицепах или корзинах; все вместе останавливались на перекрестках, пропуская пешеходов и останавливались перед автобусом, когда тот высаживал пассажиров на остановках. А! Я не удивился бы, если для управления велосипедом нужны были бы права, а за управление им в нетрезвом виде могли наложить штраф евро этак в 100. Как оказалось позже, последнее неверно, а насчет прав я так и не узнал наверняка.

Велосипеды атаковали Копенгаген с Мальмё и выиграли сражение.

А сражение за тотальный лигалайз выиграла Христиания. Это город, основанный хиппи. Там не действуют законы Дании и вообще какие-либо законы, кроме неписанных правил, а на выходе из города написано, что now you are entering the EU. То есть жители Христиании реально считают, что живут вне Евросоюза. Насколько я понял, начиналось это все с того, что группа идейно заряженных людей хотела получить место, где была бы полная свобода, в соответствии с идеалами хиппи. Но в итоге, к сожалению, получилось лишь место с галереями и арт объектами, где свободно можно продавать гашиш, траву и, вероятно, другие наркотики. В своеобразном фудкорте все люди забивали. Забивали и тут же курили. К слову сказать, я и предположить не мог, что на свете бывают такие огромные куски гашиша, такие кучи травы и такие толстые и длинные косяки. Вердикт — Христиания это очередной Тахелес. На мой взгляд идейная и культурная ценность этих двух мест сомнительна. Но определенную пользу из посещения этих объектов извлечь можно. Мне кажется, за последнее время у меня поменялись взгляды. В который раз.

И наверное пора заканчивать. Что-то я уже устал писать, мы все еще летим, под нами молоко облаков, а вокруг ходит женская комана по баскетболу.

Закончу рассказом о, теперь ставшей тардиционной при выезде из Европы, попойке. После посещения Христиании, это было в последний день, мы пошли гулять все по той же улице Строгет. Было часов восемь вечера. Мы решили решили пить. Сначала мы зашли в первый попавшийся бар, выпили по пиву, но обстановка там не располагала к веселью и даже поговорить было не с кем, а друг от друга (я уж точно) мы уже устали. Решили идти дальше, наобум свернули со Строгет, прошли прямо, свернули еще куда-то и наткнулись на некий бар, было только два крана с разливным пивом, много видов бутылочного, в основном местного, пять или шесть столов и некурящая зона в телефонной будке, заваленной хламом. Я подошел к стойке и бармен приветливо отозвался на моей how are you. Настолько приветливо, в итоге мы ушли только в два ночи, последними из посетителей (остались только девушка бармена и его друг). Вначале рядом с нами сидел еще колоритный дедушка, похожий на видавшего виды морского волка, со специфической бородоы и усами. У него был очень приятный голос и забавная манера говорить на английском. Он сидел и пил местный аналог «девятки». Оказалось, что он работает кем-то вроде диктора закадрового перевода на радио и телевидении, он бывал в Санкт-Петербурге лет сорок назад и вообще он замечательный дядька. Еще он угостил нас пивом.

Остаток вечера мы провели за разговорами в барменом и его друзьями. Он давал нам пробоватьразные сорта пива, а мы учили всех русскому языку, в основном ругани. У Ани, девушки Расмуса, бармена, особенно хорошо получалась фраза «не трахай мой мозг», причем вставляла она ее в самые нужные моменты разговора с бойфрендом. Все смеялись и я с трудом могу себе предстваить, как я шел домой.

В конце концов все обменялись фэйсбуками и договорились, что встретимся в Москве.

И совсем сладкое я приберег напоследок. Индекс шаурмы. Из-за того, что случилось со мной после арахиса в сахаре, обновление индекса могло и не состояться, но я пересилил себя и решил рискнуть. Для начала надо отметить, что шаурма в Копенгагене называется shawarma, в чем лично я вижу связь с тем, что в Питере это яство зовется шавермой. Надо будет как-ниубдь изучить историю шаурмы и узнать, почему в некоторых европейских странах она называется донер, в некоторых шаварма и т. д. Предположение пока одно — в разных европейских странах обосновались арабы из разных восточных стран, отсюда и разные способы приготовления, ингридиенты и названия.

Откровенно копенгагенская шаурма меня разочаровала. Разочаровала настолько, что она будет замыкать хит-парад. Да, Копенгаген будет идти даже после Праги, в которой я даже не ел донера.

Подается она в обыкновенной пите, готовится очень небрежно, внутри только мясо, чуть-чуть салата и совсем чуть чуть помидорки. Сам мясо очень кислое. Сплошной уксус в маринаде и слишком много гвоздики. Откровенный и эпичческий фэйл. Вдвойне смешно было узнать, что данное завведение, завоевало целых пять звезд за вкус в некоем исследовании какой-то копенгагенской газеты о том, где в столице Дании можно поесть самой лучшей шаурмы. Имеется фотография, доказывающе, что пилилово и в Дании есть. Налицо взятка работникам газеты, ведь я искренне надеюсь, что есть места в этой стране, где шаурма достойна лестных отзывов международных критиков вроде меня. Пока, увы, 6-е место.

1. Цюрих. Главный вокзал. Огромна и вкусна.
2. Берлин. Черт знает где. Ночью, вкусна и в пите.
3. Париж. Латинский квартал, 4,50 EUR. В кульке из поджареной питы с картошкой фри, залатом, помидоркой и луком. Большая и сытная.
4. Барселона. Вкусна, тоже черт знает где, но в фольге.
5. Прага. По виду как на Ярославском вокзале. Даже есть не стал.
6. Копенгаген. Улица Строгет. Невкусно, кисло и дорого.

На этом все.

Отправлено из аэропорта Домодедово во время ожидания багажа.

1 комментарий:

  1. "не трахай мне мозг"- именно та фраза, которой надо учить иностранцев!))

    ОтветитьУдалить